С повышением качества и доступности интернет-сервисов участились случаи мошенничества с использованием современных технологий. Большое количество проблем возникает при использовании магазинов, реализующих продукцию через веб-сайты или социальные сети. Для обеспечения собственной потребительской безопасности, необходимо знать, что делать, если обманули в интернет магазине и куда жаловаться на интернет магазин.
Куда обращаться, жаловаться если обманули в интернет магазине
В первую очередь нужно обратиться к администрации интернет-магазина или социальной сети, в которой совершалась покупка. Необходимо предоставить доказательства обмана: указать на время совершения покупки и передать копии платежных документов (подойдет чек из терминала, данные из платежной системы или онлайн-банкинга). Однако у покупателя отсутствуют гарантии того, что такая жалоба не будет проигнорирована администрацией.
Обманутый покупатель может посетить ближайшее отделение полиции и составить заявления по факту мошенничества. Сотрудники правоохранительных органов обязаны принять жалобу и направить ее в отдельное подразделение. Ускорить разбирательства можно и самостоятельно передав заявление в данное подразделение МВД. Первоначальное обращение должно содержать в себе следующие сведения:
- веб-адрес сайта, на котором приобретался товар;
- доступная информация о продавце (часто она размещается в соответствующих разделах на сайте);
- если оплата переводилась на электронный кошелек – номер и прочие данные, предоставляемые платежной системой;
- если покупка совершалась через мобильный банкинг – номер банковской карточки или телефон, на который выполнялся перевод.
Дополнительно обманутый покупатель может обратиться в систему, через которую осуществлялась оплата, с требованием блокирования счета мошенника. Помимо этого через платежную систему можно узнать более детальную информацию о собственнике счета, если обманутый покупатель докажет факт неправомерных действий. Если данные действие пострадавший успел совершить до обращения в полицию, то полученная информация также должна быть предоставлена вместе с заявлением. З
Обратите внимание!
Содействие правоохранительным органам – возможность ускорить разрешение проблемы.
Случаи, когда можно подавать жалобу
Инициировать разбирательства с интернет-магазином, который совершил неправомерные действия, можно при таких обстоятельствах:
- Оплаченный товар не поступил приобретателю. При этом следует удостовериться в том, что средства за покупку были списаны с личного счета и покупка не поступала в почтовое отделение или курьерскую службу.
- Получен бракованный или сломанный товар, при этом отсутствует вина почты или курьеров.
- Продавец отказывает в законном требовании возврата покупки в течение 14 дней. Следует удостовериться, что товар не входит в категорию вещей, не подлежащих обмену или возврату.
- Оплата за выбранный товар была совершена, средства списались со счета, но продавец не предоставил никакой информации о дальнейших действиях или скрылся.
Что можно сделать, не обращаясь в контролирующие органы
Обращаться в правоохранительные органы и прочие инстанции следует после того, как будет направлена жалоба на администрации веб-сайта магазина. Крупные компании, которые дорожат своей репутацией и ведут законную деятельность, примут обращение и разберутся в ситуации. Если же требования обманутого покупателя остались без внимания, то следует переходить к более серьезным разбирательствам.
В какой орган обращаться для подачи жалобы
Следует учитывать, что конфликтная ситуация возникла на фоне покупки товара. Соответственно жаловаться следует в Роспотребнадзор – службу, в полномочия которой входит защита прав потребителей.
Порядок подачи документа
Для того, чтобы разобраться в конфликтной ситуации, потребителю придется проделать работу по поиску информации, связанной с интернет-магазином и передачей жалобы в инстанции. Необходимые действия включают в себя следующее:
- Поиск юридического адреса и правильного названия компании, которой принадлежит интернет-магазин.
- Непосредственное обращение в Роспотребнадзор для первичной консультации и дальнейшей подачи жалобы.
- Составление претензии, в которой необходимо максимально точно и подробно описать проблему.
- Передача претензии в Роспотребнадзор лично или заказным письмом.
Важно узнать то, кому передается дело обманутого покупателя. Вполне возможно, что в ходе развития событий возникнут дополнительные доказательства, которые необходимо передать сотрудникам Роспотребнадзора.
Что делать, если Роспотребнадзор не помог в решении проблемы
По итогам внутреннего расследования Роспотребнадзор обязан проинформировать заявителя. Однако далеко не всегда обращение в данную инстанцию оправдывает себя – обманутый покупатель может получить информацию о невозможности взыскания потраченных денег и привлечения интернет-магазина к ответственности.
Оставлять ситуацию неразрешенной не рекомендуется, ведь в будущем от подобных действий магазинов, ведущих неправомерную работу, могут пострадать и другие потребители. К тому же, необходимо вернуть потерянные деньги, ведь часто речь идет о серьезных суммах. Подключить к разбирательству можно как государственные инстанции, так и частные.
Суд
Судебное разбирательство – процедура, которая нередко сопряжена с дополнительными затратами со стороны истца. При положительном итоге ответчик обязан возместить не только стоимость товара, но и деньги, потраченные на тяжбы.
Для того, чтобы подать на интернет-магазин в суд, необходимо правильно составить заявление. Образец его можно найти, обратившись к сотрудникам суда или профильным юристам. В обязательном порядке следует подготовить доказательства обмана.
Обратите внимание!
Если судья окажется на стороне ответчика, возвращать деньги и выплачивать компенсации интернет-магазин не будет.
Общество защиты прав потребителей
Данная структура оказывает содействие покупателям, столкнувшимся с неправомерными действиями торгующих организаций в России. Работа Общества не бесплатна. Однако статистика успешных дел, связанных с неправомерными действиями интернет-магазинов, показывает, что затраты на содействие специалистов Общества вполне оправдывает затраты.
Это касается ситуаций, при которых предметом спора становится дорогостоящая покупка или из-за проблем с товаром у покупателя возникла сложная жизненная ситуация. Специалисты Общества подключают к работе разные инстанции, добиваясь положительного решения, чего далеко не всегда можно добиться, обращаясь в Роспотребнадзор или полицию.
Владелец хостинга
Достаточно спорный подход, результативность которого не всегда оправдывает затраченное время. Однако обращаться к владельцам хостингов, на которых размещаются проблемные интернет-магазины все же необходимо.
Даже если добиться справедливости обманутый покупатель не сможет, то содействие администрации хостинга поможет получить необходимую информацию о лицах, ответственных за работу магазина. В дальнейшем эти сведения можно использовать при обращении в полицию, Роспотребнадзор или ОЗПП.
При наличии весомых доказательств мошенничества, предоставленных заявителем, администрация хостинга может самостоятельно обратиться в отмеченные ранее органы для того, чтобы разобраться с мошенниками. Во многих ситуациях весомые доказательства помогают также добиваться блокировки интернет-магазина, что послужит своеобразным наказанием для его владельца и убережет других покупателей от проблем.